Владимир Медведев
Персональный сайт
Главная Статьи Медведев В.А. Террор и цунами. Сравнительный анализ архетипических страхов

Медведев В.А. Террор и цунами. Сравнительный анализ архетипических страхов

…В классической разновидности организации человеческого сообщества страх смерти четко институализировался в различных вариантах церковной идеологии или же светского произвола. Божья воля и воля государя не требовали рационального объяснения и не допускали моральной оценки. Да и какая моральная оценка возможна в ситуации, скажем, великого потопа? Бог дал, Бог и взял; наша жизнь в полной его воле. Классическая (традиционная) власть всегда была соединением страха смерти и навязчивых ритуалов его компенсации. Базовой метафорой подобного рода властвования была мифологема о «жертвоприношении Авраама», в рамках которой жизнь индивида выступала как дар, как милость Отца (властителя) и Бога. Смерть же становилась ответным даром индивида, его жертвой на алтарь служения господину…

Неклассический же социум – порождение XX века – строится по горизонтальной модели и представляет собою организованное сосуществование и сотрудничество сепаратных индивидов, изначально сформировавшихся и живущих в границах собственного «Я». К тому же современный индивид по определению нарциссичен, замкнут в коконе персональных защит. Он надежно защищен от любых ловушек массообразования и потому его подвластность внешней воле уже не может быть сведена к манипулированию надличностным угрозами, принимающими вид различных массовых фобий.

Массу запугать легко, а запугав – нетрудно подчинить внешней воле. Но прежде ее нужно организовать. А как сформировать массу из индивидов, покрытых защитной броней нарциссизма? Защитное отстранение нарцисса настолько велико, что он способен, к примеру, превратить в досуговое развлечение даже картину конца света (вроде кинофильма «Армагеддон»), которая у человека традиционной культуры не могла бы вызвать ничего, кроме массового религиозного экстаза. Его «Я» не растворимо в коллективном «Мы»…

Для его социализации требуется орудие, разрушающее нарциссическую броню, потрясающее основы всего психического мира индивида. И таковым орудием, таковым, по выражению Серена Кьеркегора, «жалом в плоть» современного нарцисса как раз и становится культивируемый социумом страх внезапной немотивированной смерти.